НА ФОРУМАХ
12
1
178
1
132
2

Сами навязались

769b51e416423081310e42d00427fed9.png

Оправданное желание любого коммерческого проекта – увеличить взимаемую денежную массу за продаваемый предмет. Но не всегда законное.

Наверняка встречали такую уловку: «Продаем стиральную машинку со скидкой! Покупателю бонус - установка от хорошей компании за полцены!». А если не нужна такая установка? Тогда менеджер улыбчиво объяснит: либо машинка с установкой, либо никак. Это хорошо еще, если объяснит, а то бывает и так – подписывает счастливый приобретатель товара договор, как обычно, не читая мелкий набор букв, а на кассе ему сообщают, что подписал он еще и доставку, сборку, установку и дополнительное сервисное обслуживание на два года. Хотите везти сами – да пожалуйста, но оплатить подписанное обязаны.

Как говорил кот в мультике про домовенка, «бессовестно врут». Почему? – будем разбираться.

70cfff2157584b4cf51e6ac3edef1ba6.jpg

Все договорные отношения у нас описаны в Гражданском кодексе РФ (если не считать брачный и трудовой договоры). В нем хоть и существует статья про свободу договора (ст.421 ГК РФ), на которую наверняка будет ссылаться корыстный менеджер, но есть еще и ст.10 ГК РФ «Пределы осуществления гражданских прав».

«1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.»
Подобные злоупотребления правами в магазинах, банках, салонах сотовой связи и т.д. называются на языке юриспруденции не иначе как навязанная услуга, и если такое злоупотребление нарушило право другого (в данном случае покупателя), то навязавший должен будет возместить все убытки: не только лишнюю оплату, но и другие расходы вплоть до упущенной выгоды (собирались вместо глупого разбирательства на дачу, там огурцы зреют – не успели, не полили, огурцы завяли, цена планируемого урожая огурцов такая-то. Сможете доказать -  суд примет к рассмотрению.)
51f8d53bdf90ea48baef5b8d1756f2b6.jpg

Современного потребителя защищает в случае навязанной услуги не только ГК РФ, но и отдельный Закон о защите прав потребителя. В этом законе есть ст.16
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
То есть, приобретая стиральную машинку, покупается только этот товар. Никакие варианты «если… то…» неприемлемы. Зависимость одной оплаты от другой незаконна. Подобное нарушение рассматривается ст.14.8. КоАП РФ.

«Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.»
Ну и конечно в суде вспоминаем про понесенные убытки в связи с нарушением продавца. Если раньше не одумается и не вычеркнет злополучный пункт из договора.

Запрет на навязываемую услугу настолько универсален, что действует фактически в любой сфере: банковской, страховой, культурно-развлекательной, сфере обслуживания и т.д. Что уж говорить про операторов сотовой связи. Однажды мне подключили «в благодарность за долгое пользование» несанкционированный «кредит доверия». А потом начали потихоньку деньги снимать за постоянное пользование их кредитом. Самое интересное, при проверке телефонного баланса тот всегда был в плюсе – к моим оплатам без отдельной детализации автоматически приписали сумму кредита, вот из-за чего я и знать не знала, что давно за чужой счет разговариваю. Написала претензию в салоне оператора, на следующий день извинились, отключили навязанную услугу и вернули деньги.

Так что не разрешайте навязываться на Ваши деньги, они Вам для другого пригодятся.



Здоровый свет